«Вы думаете, что, завернувшись в эти бесформенные тряпки цвета дерьма сможете всех судить?!»
Так получилось, что в последние несколько недель я регулярно участвую в различного рода холиварах по поводу прав женщин, общинных ценностей, традиций и прочих тонких материй.
Может мы – поборники свободы, равенства и братства, лезем со своим уставом в чужой монастырь, но все эти права и, как бы банально не звучала цитата из Декларации независимости, «право на стремление к счастью», считаются общечеловеческими ценностями. Ценностями, которые закреплены в декларациях и конвенциях ООН.
Например, в «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» государства участники обязуются, помимо прочего: «принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин».
Если страна присоединилась к конвенции – это налагает на нее обязательства по исполнению требований конвенции. Турция к этой конвенции присоединилась. США – лишь подписали.
И если в социальных сетях транслируется, порой неконтролируемый, поток сознания, то в искусстве рождаются красивые манифесты о «стремлении к счастью». Ярким образцом такого манифеста о стремлении к счастью и свободе стал фильм Дениз Эргювен – «Мустанг».
В отличии от аналогичного по сути фильма Умиды Ахмедовой «Бремя девственности», «Мустанг» не претендует на документальность и гораздо эффективнее доносит основную мысль, о том, что стремление к свободе не под силу задушить никакому, даже, ультраконсервативному обществу.
Если «Бремя девственности» это тяжелая, порой неискренняя «чернуха», то «Мустанг» это красивое кино с замечательными актрисами. Кино, которое показывает всю абсурдность и мракобесие средневековой трактовки «традиционных ценностей».
Действие фильма разворачивается на турецком берегу Черного моря. Пять сестер после последнего учебного дня отправляются пешком на каникулы домой. По дороге играют с мальчиками, вместе купаются в море и воруют яблоки в саду. Обычное дело? Но пуританская соседка считает что играть в море – с мальчиками это верх непотребства и начинается «махалла дув-дув гап». Семья девочек принимает решение сохранить лицо перед общиной, и после проверки на девственность превращает дом в крепость, в которой нет ничего, что могло бы «развратить» сестер, для которых уже найдены женихи.
«Мустанг» — это фильм о взрослении, о том, что беззаботное детство кончается в один миг.
Здесь нет пошлой драмы – рассказана история, в которой главное содержание, но не форма. Здесь нет религиозного надрыва – семья представлена вполне обычной бабушкой, и ее сыном – дядей сестер, которые ратуют за нравственную чистоту. Девочки учатся в обычной школе, и гардероб у них типичный для тинэйджеров. То есть, воспитывались они в обычной семье, которая в одночасье становится заложницей колоссальной узости мышления – мнение общины становится выше интересов детей. И пусть авторитарный глава семьи верит, в то, что делает все на благо племянниц. Но к чему хорошему приведет эта эмоциональная ломка?
Фильм очень ярко живописует ситуацию, в которой государство взяло на себя обязательства об трансформации общественных ценностей, но не справилось с этой задачей. Да в глубинке, но в глубинке, страны, которая стремится в Европу. Однако, с таким же успехом эта история могла бы произойти в любом государстве с патриархальными традициями. Например, в России, в Узбекистане или в Индии. Собственно, история о нежеланном замужестве стара как мир. Вот только авторитарный патриархат было бы неплохо оставить в тьме веков, но похоже «Домострой» еще не скоро канет в лету.
Эти девочки осмелились на бунт против семейного мракобесия. А сколько решили смириться и покориться унизительным традициям (здесь я о дискриминации в образовании, карьере, замужестве etc.) во имя «доброго имени» семьи?
Сколько выросли в таких бабушек – поборников этих традиций? Для скольких молодых людей возможный предлог, в виде откровенных сценических образов, для лишения певицы лицензии является приемлемым? (привет «Узбекнаво»)
15 января 2016 Герман Греф на «Гайдаровском Форуме» заявил о том, что нужно менять государственную систему и государственные институты, для того чтобы нагнать технологическое отставание России. А мне, почему-то кажется, что кровати переставлять уже бесполезно… Нужно менять сознание. И об этом Герман Оскарович тоже говорил.
«В новый век не войти с культурой доминирования. Нам надо переходить на другой уровень общения» – Герман Греф
Нельзя перейти мост, не подойдя к нему: если мы хотим пользоваться всеми благами информационной эры, в том числе, свободным доступом к знаниям и технологиям, необходимо растить внутреннюю свободу.
Только внутренне свободный человек способен творить. А любовь и свободу нельзя запереть в клетке. Ее можно лишь подавить, заменив сомнительным суррогатом.